Присоединяйтесь!!!!

Flag Counter

воскресенье, 26 июля 2009 г.

Готовимся к уроку толерантности.

Чуть больше месяца осталось до конца школьных каникул…
И первый же урок во всех российских школах будет «Урок толерантности», который будут проводить классные руководители. Буду проводить такой урок и я. Хотелось бы, чтобы этот урок запомнился нашим детям, чтобы он был интересным, ярким, тронул их сердца и души. На мой взгляд, научить толерантности невозможно – не представляю, как можно научить терпимости !- но детей можно поставить в такую ситуацию, когда они получат необходимый опыт и сами научатся выстраивать отношения с окружающими на принципах толерантности.
Понятие «толерантность» детям знакомо, поэтому одна из целей урока будет углубление понятия о толерантности.
Очень не хочется проводить урок формально так, как увидела Кс.Ларина, поэтому я приглашаю всех к сотрудничеству! Предлагайте

32 комментария:

  1. Кс. Ларина во многом права, но и во многом просто бестактна, она предлагает вниманию читателей какой-то оборванный кусок, причем через призму ее восприятия, мы не знаем ничего ни о школе, ни о детях, если этот урок проводят в коррекционной школе, то простота и внешняя нелепость вопрпосов и заданий объяснима... но я не об этом
    Для того, чтобы выдвигать идеи, давайте определимся - о чем конкретно должна идти речь, насколько я помню из психолого-педагогического, на уроке может формироватьсЯ Только один навык, т.е. , на мой взгляд, необходимо сузить это широкое понятие "толерантность"
    предлагаю Вашему вниманию статью о толернтности для анализа, с целью - определиться о чем и зачем на этом уроке надо говорить: о толерантности к людям с ограниченными возможностями, о толерантности к людям другой расы, о толерантности в семье и школе и т.д. и т.д. надо определиться, тогда и форма сама нарисуется и содержанием наполнится))))вот обещанная ссылка: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/354864/cat/37/

    ОтветитьУдалить
  2. У меня будет третий класс. Тема толерантности очень актуальна, причем для начальной школы не столько о толерантности к людям с ограниченными возможностями, о толерантности к людям другой расы, Сколько о толерантности к людям, которые нас окружают, в моем случае к одноклассникам. Достачно много детей "не таких, как все". Об этом и будем говорить, что людей надо принимать такими как они есть и уважать чужое мнение. не теряя своего. Сложно для малышей, но попробуем.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень правильно, что вы решили посоветоваться с родителями о чём надо говорить с детьми на уроках толерантности.
    Прежде чем говорить о толерантности к инвалидам, надо поговорить об отношениях в семье и обязательно пригласить некоторых родителей, особенно отцов, которые не воспитывают детей, а только орут.
    Я за тему- толерантность в семье

    ОтветитьУдалить
  4. Зная нашу АЕ не первый год, я понимаю, что у неё уже есть не один вариант проведения урока, но я бы взяла такой эпиграф:"Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском". Леонардо да Винчи

    ОтветитьУдалить
  5. Очень хорошо, что мы заговорили о подготовке к уроку толерантности , и вы спрашиваете наше мнение. Я согласна с Валентиной, что надо говорить о толерантности в семье.
    Какой выбрать эпиграф не знаю, но дети должны разыграть сценки с различными ситуациями. Я вам подскажу такую ситуацию : бабушка плохо слышит, а мальчик с друзьями её передразнивают. Я даже мальчика вам подскажу одного , на вид хорошего, пусть он обязательно сыграет дедушку, который плохо слышит, а я сама сыграла бы его внучку, которая будет дедушку всячески передразнивать.

    ОтветитьУдалить
  6. Почему вы так мелко берёте? Толерантность в семье это дело каждой семьи. Я предлагаю поговорить о телерантности с людьми других национальностей.

    ОтветитьУдалить
  7. Ирина, то, что касается семьи, не может быть мелким. Только в семье формируется характер человека, а в школе должны учить читать, писать, рисовать.
    "о телерантности с людьми других национальностей" надо говорить с этими людьми других национальностей, а то люди этих национальностей подчас ведут себя так, что...
    Я одобряю это направление -толерантность в семье, это всем близко.
    Ситуацию можно проиграть, например, такую, родители нетерпимы к каким-то привычкам или прмстрастиям ребёнка, а потом ребёнок не воспринимает родителей.

    ОтветитьУдалить
  8. Отлично, первый шаг сделан - обсуждаем толерантность в семье.
    Идея с игровыми ситуациями +5) теперь сами ситуации и учесть время на анализ - урок сделан
    еще предложение - в качестве ведущего не АЕ, а кого-нить со стороны родителей, например
    а АЕ - наблюдатель)
    у вас психолог есть, с правом проведения тренинговых занятий? это был бы идеальный вариант, но только если у нее есть право проведения тренингов!!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Эль, мне непонятно вот что, психолог на то он и психолог, что имеет право проводить тренинги, или я ошибаюсь?
    АЕ пусть сама проводит урок, а мы обязательно поможем.
    Ситуацию ещё такую предложу:
    За стеной живёт девочка, которая учится играть на фортепьяно, а людям, которые соседи, бесконечные гаммы и упражнения не нравятся, они постоянно стучат в стенку, таким образом проявляя нетолерантность.

    ОтветитьУдалить
  10. БердАнка, психолог, тренер, коучер - абсолютно разные специалисты и далеко не у каждого психолога есть право проведения тренинговых занятий, в то же время не каждый тренер имеет психологическое образование)))
    Если ваш психолог обучалась в мурманском педе, то я больше, чем уверена, в том, что у нее нет право проведения тренингов))) более того, она скорее всего даже не владеет методикой проведения тренингов, не знает структуру, сценарий, предполагаемый рез-т, рефлексии и т.д.) вот воронежский пед, челябинский в этом отношении очень сильные альма-маттер -ы) для сравнения.
    но сейчас не о психологе) и не о тонкостях преподавания подобных дисциплин.

    Лично мне предложенная ситуация с ф-но нравится, более того, она мне отчасти близка)
    а на компромисс идти с соседями не пробовали, оговаривая часы занятий?

    ОтветитьУдалить
  11. Лонгман Эльш, как это часто бывает, близка к истине, говоря о психологе, но всё-таки, Эль, поясни свою позицию.
    А я бы предложила ещё такую ситуацию-приходит ребёнок домой 1 сентября и говорит, что был на уроке толерантности, а кто-нибудь из родителей отвечай, что,мол, ерунда эти все уроки!

    ОтветитьУдалить
  12. Гала, в отношении чего необходимы пояснения?
    Мурманский ПГУ - сильный ВУЗ, может быть наравне с Гереном) НО!!! акцент в обучении строится на научном подходе. а если, не дай бог, там на кафедре все еще преподает старушка Генриетта, то это совсем грустно( когда - то, она на лекции поставила мне диагноз о моем психическои нездоровье только из-за того, что я улыбалась (ну была у меня такая привычка - улыбаться искренне всем людям). Это не моя месть или обида, это факт: доктор п.н. ставит диагноз студентке не в приватной беседе, а на лексионном занятии, причем, видя меня впервые (скажу честно, и в последний раз)
    Так вот, МГПУ делает акцент на науке, а тренер - это практик, практик и еще раз практик! более того в детских объединениях, тренер несет ответственность как за физическое здоровье ребенка, так и за его моральное состояние, а для этого существует определенная методика, которую в мурманском педе не преподают, считая неинтересной для науки))))
    воронеж, наоборот делает акцент на практических навыках выпускников, на базе воронежского ПГУ создана "академия 555", в которой обучают именно тренеров. слушателями могут быть и студенты, и выпускники, и просто желающие, как я), и даже дети.
    никакой науки, только практика и причинно-следственные связи
    в челябинске, насколько мне известно, есть филиал или нечто подобное

    Гала, я пояснила свою позицию?

    еще вопрос, ваш психолог обучался на очке или заочке? это важно. от этого зависит, можно ли спеца выпускать к детям или пусть только сидит отчеты заполняет и диагностические карты рисует)
    кстати, на педсоветах, в первую очередь, перед классными руководителями, обязан выступать психолог, сообщая как о целых детских коллективах, так и про некоторых отдельно взятых индивидов - это очень важный момент, от подобных выступлений иногда зависит отметка, а у некоторых детей и здоровье - битая или не битая попа)))) если у вас в школе это имеет место быть, готова принести публичные извинения как вашему психологу, так и МГПУ

    ОтветитьУдалить
  13. очень хорошо, что будем говорить с детьми не каких-то абстрактных отношениях с людьми разных национальностей, а о толерантности в семье.
    У меня возник эпиграф: Толерантности можно научиться только в семье". Это будет всем понятно.
    Что Гала тебе пояснить о психологах мурманского разлива? Я с ребёнком ходила к такому психологу, у меня создалось мнение, что у неё голос дрожал, когда она начинала с ребёнком говорить.

    ОтветитьУдалить
  14. Эльш, что ещё должен делать психолог? Попродробнее освети. На педсовете я что-то не слышала её выступлений с характеристиками детей.

    ОтветитьУдалить
  15. Надежда, школьный психолог - это очень важный человек в процессе образования. не даром эту единицу ввели в штат.
    Прежде всего - основная задача такого специалиста - это мотивация на учение.Помните дилетантское мнение, что задача учителя заинтересовать? всегда хотелось спросить - а вы стриптиз сыграть смогли бы...? задача учителя - научить, а задача психолога - заинтересовать.
    Психолог проводит диагностику, наблюдает за динамикой, говорит о воспитании, НО!!! школьный психолог не имеет права решать личные проблемы ребенка в семье и школе, я говорю о варианте, когда ребенок приходя к психологу говорит, что эта училка - дура, а психолог, завоёвывая дешевый авторитет, соглашается и, крайний случай непрофессионализма, начинает обсуждать своего коллегу.
    Психолог держит руку на пульсе, особенно в сложный период полового созревания (7-8 классы), меняя вектор с сексуального на учебный, опять же, владея методикой, этот результат достигается за 3-4 занятия. Причем, все занятия проводятся или в присутствии классного руководителя, или завуча по воспитательной работе или строго запротоколированы, вплоть до диалогов. При любом другом рассмотрении - например, тет-а-тет или без протокола - это считается нарушением.
    При проведении любого мероприятия, будь то анкетирование или дискуссионный стол, психолог обязан показать сценарий проведения классному руководителю, завучу по вр и дать фид-бэк (обратную связь) также в письменном виде, копия хранится у психолога в его отчетности, копия у кл.рук-а в папке по классной-внеклассной деятельности
    и самое существенное - письменное согласие родителей на проведение подобных занятий, иначе, опять же нарушение
    про выступления на пед.собраниях, классных собраниях и классных часах я уже говорила.
    Также кл.рук имеет право приглашать психолога на классные вечера для проведения игр на сплочение, взаимодействие, снятие психо-эмоционального напряжения и т.д. это займет порядка 40 минут, но все останутся довольны и результат - дружный активный коллектив правильно-ориентированных детей.
    Это основное.
    так же на психологе лежит ответственность за работу с "трудными" и девиантными - еженедельно с протоколом
    + куча нюансов, включая даже помощь педоргу в проведении общешкольных мероприятий

    Надежда, я постаралась подробно ответить на Ваш вопрос

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый день, мои дорогие читатели!
    Эль, большое спасибо за такое подробное разъяснение , что должен делать психолог.
    В нашей школе психолог -молодая девочка, но очень способная и трудолюбивая, а самое главное- её очень любят дети.
    На педсоветах она не выступает, т.к. не всегда тематика, а главное, регламент педсоветов это позволяют, но на малых педсоветах выступает регулярно, да и вообще-она молодец!

    Я должна сказать, что существует этика и не надо обсуждать человека за глаза-некрасиво и неприятно!

    ОтветитьУдалить
  17. Анна Евгеньевна, разве прозвучало чье-то имя? я понятия не имею кто именно ваш психолог - никогда ее не видела, даже не знаю как звать.
    Надежда попросила разъяснить, я дала комментарии как оно должно быть правильно
    в системе образования нет мальчиков и девочек, есть специалисты или не специалисты
    с точки зрения регламента, при правильном подходе -презентация, графики, диаграммы, выступление психолога займет не более 10 минут
    уверена, что на пререкательства и битву за учеников, рассказы о тяжкой жизни родителей некоторых детей и т.д. и т.п., у учителей-предметников уходит больше времени, если ваш психолог потратит 10 минут на выступление и полтора часа на подготовку, в целом вы, педколлективом сэкономите гораздо больше врмемни, не теряя его на грустные истории о своих воспитанниках
    Тематика на педсоветах всегда связана с детьми.
    а детская любовь - понятие весьма условное, у меня была приятельница - историк, ее дети обожали за то, что она снабжала их безотказно сигаретами, со стороны директор, не зная ситуации, млела в восторге "первый год в школе и такая любовь"

    А если ваша "девочка такая спосбная и трудолюбивая" почему мои комментарии вызывают столько недоумения? это же ежедневная работа обычного не очень способного и относительно трудолюбивого школьного психолога))))

    ОтветитьУдалить
  18. Толерантность-такая тема скользкая что ли, а ситуация уже предложена АЕ, разве нет, с журналисткой или кто там она, которая описывает мероприятие в школе, а вы все накинулись на психологов.Где ваша толерантность?
    Я думаю, что если бы наш организм был толерантен, то мы бы все уже поумирали от малейших инфекций!;))))

    ОтветитьУдалить
  19. Уважаемые коллеги!
    Мой вариант проведения урока толерантности доступен на моем сайте www.ele-godunova.narod.ru
    в разделе "методические рекомендации".Там вы найдете материалы проекта"Семья-радуга" ( по имени семьи Жозефины Бейкер, которая усыновила 12 деетй разного цвета кожи и разного вероисповедания)Также мы нашли примеры других подобных семей разных национальностей в России и зарубежом, в разное время,например, в годы Вов.
    Главное,что разработана методика проведения занятий в начальной,средней и старшей школе с использованием презентаций.
    Проект отмечен статусом молодежной национальной кампании "Все различны-все равны", а аткже на 4 межрегиоанльном фестивале толерантности в Йошкар-Оле.
    Буду рада ивашим отзывам.
    Елена,Новосибирская область

    ОтветитьУдалить
  20. Я посмотрела материалы Елены. Интеесно, но нам как родителям хотелось бы говорить не об абстракциях, а о конкретных отношениях, о толерантности в семье.
    Хотя в материалах много нужного и интерсного, что можно взять на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  21. Я прочитал все комменты и понял, что этой классной маме, создавшей такую команду единомышленников из довольно-таки стервозных родителей, не нужны никакие советы и материалы со стороны!
    Анна , не слушай никого! Твори сама!Все эти тысячи раз пережёванные усыновления разного цвета кожи уже были, а то что создаёшь ты со своими единомышленниками-это свежо!

    ОтветитьУдалить
  22. Елена! Большое спасибо за помощь- я обязательно приму к сведению.
    Игорь, а ведь мы говорим о толерантности, я жду новых иде, чтобы урок получился интересным, а не для "галочки", хотя, конечно, некоторые Ваши замечания можно взять для иллюстрации, но всё же талантливых и таких разных людей не стоит называть "стервозными".

    ОтветитьУдалить
  23. Интересные факты у Елены, ноя предлагаю всё же не отходить от первоначального замысла-толерантность в семье.
    Предлагаю ситуацию- родители ругают ребёнка за его увлечение рок-музыкой, постоянно кричат, чтобы сделал потише, из-за этого возникает непонимание, ребёнок отдаляется, а что стоит родителям вместе с ребёнкои послушать музыку, поговорить, обсудить.

    ОтветитьУдалить
  24. предлагаю ситуацию из жизни наших знакомых: благополучная семья - папа, мама, девочка 13 лет, младшая дочка 3 лет. Родители заняты малышкой, старшая переживая кризис пубертата, влюбляется, пытается на эту тему заикнуться маме, та, увлеченная достижениями младшей, начинает кричать, что не о мальчиках надо думать, а уроки делать, вечером, уставший папа, слушает эту историю от мамы, которая с огромными глазами рассказывает, что старшая не помогает с малышкой, получила две тройки и четверку, что ей после такого вопиющего случая не светит стать отличницей, еще и влюбилась, значит пойдет по рукам, папа в бешенстве, рассказывает девочке все слова, которые слышал от своих коллег по лесорубке....
    финал этой истории трагичен... был бы... но тут в гости нарисовались мы - старшая в слезах общалась со мной, мой муж успокаивал родителей, практически хэппи-енд

    ситуация достаточно банальна...

    ОтветитьУдалить
  25. Такие ситуации частенько случаются. Что должны делать родители в таком случае?

    ОтветитьУдалить
  26. Родители, а вот давайте вместе и подумаем)))

    ОтветитьУдалить
  27. Эль дала ту ситуация, для которой наши дети в "Азбуке для родителей" выбрали заповедь "Если в семье двое детей, их должны любить одинаково"9 или как-то так)
    Задумаемся над этим... Я не думаю, что дети просто так отмечали заповеди...

    ОтветитьУдалить
  28. Детям нужно внимание , внимание и ещё раз внимание!

    ОтветитьУдалить
  29. Хорошо, что мы на этом уроке будем говорить именно об отношениях в семье, особенно надо поговорить об отношениях родителей к старшим детям в тот момент, когда в семье появился маленький.
    Ольга, в такой ситуации старшему надо давать столько внимания и ласки, сколько вы не давали ему, когда не было маленького. А как часто бывает? Появился маленький , а старшего забыли. Эль об этом хорошо написала.

    ОтветитьУдалить
  30. Так интересно))) я, откровенно говоря, обрисовывая данную ситуацию, намекала на неграмотное сексуальное воспитание. Но то, что тема трансформировалась в старших-младших любимцев) это даже еще и лучше))
    у меня лично младший брат. В детстве я очень обижалась, т.к. он был дико залюблен бабушкой и дедушкой, но та компенсация любви, которую я получала от другой бабушки и родителей, позволяла мне не чувствовать свою "ущербность старшего ребенка". Более того, на наших с ним отношениях эта нездоровая любовь никак не отразилась и мы наоборот третировали маму, чтобы у нас был младший малышонок, чтобы мы могли его защищать и воспитывать))) это было где-то с 6 по )))) хм ))) сей день)))
    мама нас откровенно послала с нашими просьбами, объяснив невнятно разными причинами))))
    Пришлось любить друг друга)

    Вот, кстати, еще одна ситуация - бабушки и дедушки, которые своей нездоровой любовью, калечат здоровые отношения, допуская вседозволенность, называя это заботой)))

    Помните, как в "Плинтусе..." бабка усиленно настраивала Сашу против Мамы и Отчима?

    ОтветитьУдалить
  31. Напишите как у вас прошёл урок, мы же не знаем, а нам интересно.

    ОтветитьУдалить
  32. Урок прошёл как всегда у нашей мамы хорошо! Неожиданно и интересно! Если ты у неё училась, так что же спрашиваешь?

    ОтветитьУдалить